История жизни Великого князя Николая Константиновича Романова

History Romanov N. K.

  Сегодня   

Ташкент

Достоверная информация
Реклама

Ташкент

В 1865 году Михаил Черняев с двумя тысячами русских солдат при 12 орудиях, штурмом взяли город Ташкент, до 30 тысяч кокандцев оборонявших Ташкент не смогли ничего противопоставить военной хитрости Черняева и мужеству русских солдат и офицеров. О Ташкенте

История жизни Великого князя Николая Константиновича Романова

Меня часто обвиняют в излишнем авторском пристрастии в изображении семьи Романовых в моих очерках и новеллах, и в том, что я всегда покрываю их литературные портреты позолотой слов, которая упорно сглаживает шероховатости и неровности их характеров, страстей, повороты их судеб, жизней, дорог… Ничего не могу возразить на эти упреки. Что же, каждый читатель волен иметь свое мнение, свой взгляд на историю и людей, которые ее творили, так или иначе - участвовали в ней, жили и умирали

История семейства Романовых сложна и неоднозначна, как история любой большой семьи, рода, клана. В обширной «Романовской саге», за триста лет правления Россией этой фамилией, нашлось место всему: и драме, и комедии, и фарсу, и авантюрному роману, и рыцарской эпопее, и водевилю, и высокой трагедии в античном стиле..

Судьба человека, о котором я хочу рассказать Вам, читатели, сейчас, столь сложна и необычна, что - ошеломляет. Прежде всего тем, что соединяет в себе, казалось бы, совершенно несоединимое!

Судите сами: один из богатейших людей Империи, Великий князь Николай Константинович Романов постоянно занимал деньги в долг, выдавал векселя и расписки, дабы оплатить прихоти и капризы своих многочисленных возлюбленных.

Царственный отверженный, сиятельный вор:
краткая история жизни, страстей и забвения.

Блестяще образованный человек, выпускник Российской Академии Генерального штаба, он «славился» повсюду отнюдь не блистанием ума и холодным пристрастием к военной службе, как можно было бы ожидать от настоящего Романова, а развращенными выходками и разгульною жизнью, изумляющей до оторопи не только «царственных» его родных, но и простых смертных.

Высокородный потомственный дворянин, он, только ради удовлетворения своих страстей, ничтоже сумняшиеся, легко унизился до «звания» вора и преступника, и, казалось, откровенно гордился этим всю оставшуюся жизнь!

Ценитель искусства, собравший в своем Ташкентском дворце огромную коллекцию живописи и предметов античности, которой после реквизиции хватило на три городских музея, он отчаянно страдал клептоманией и копил в покоях своих не только шедевры, но и мелкие безделушки и всяческий хлам, украденный с городских мусорных свалок и из лавок старьевщиков..

Блестящий и самобытный ученый, оставивший после себя несколько строгих научных статей по мелиорации и сельскохозяйственному освоению земель в окрестностях Ташкента, он всю свою жизнь предавался самому безудержному разврату, не исключая совращения несовершеннолетних девиц, ругался, как извозчик, и нещадно хулил не только сославшего его на окраины империи дядюшку – государя Александра Второго, но и последовавшего его примеру племянника – Александра Третьего, да и всю свою царственную родню.. Фамилия же платила ему за то своеобразной признательностью предпочитала не упоминать его имя на семейных собраниях и упорно считала сумасшедшим!

Эгоист, привыкший всю жизнь думать только о себе и своих желаниях, причудливых и часто – довольно темных, он погиб хладнокровно и похоронен, как истинный воин, расстрелянный большевиками в 1918 году, при неясных обстоятельствах: в склепе Свято - Николаевского собора – самого большого в Ташкенте.

Нерадивый и рассеянный родитель, он не завещал своей гражданской жене Надежде Александровне фон Дрейер и двум своим кровным сыновьям – Артемию и Александру - ничего, кроме пожалованного, личного, дворянства, герба, звонкой, загадочной фамилии – «Искандер», да высокомерной, истинно «романовской» гордости, которая старшего сына одарила ранней гибелью на полях гражданской войны, (или в бреду сыпного тифа, - по иной версии) а младшего – горьким участием в исходе Белой Армии из России в рядах войска барона Врангеля, а после - тоскливой жизнью на чужбине – во Франции, – вплоть до холодного смертного часа, не согретого прощанием с детьми – волею Судьбы и огненного вихря Времени они остались в России….

Холодный циник и прожигатель жизни, каких было весьма немало среди представителей «высших классов» безвременно ушедшей в небытие Атлантиды - Империи, он, по существу, мог похвастаться лишь одним: он знал, что такое любовь, а, точнее, - Страсть. Для него она была похожа на опаляющей огонь, заставивший позабыть в единый миг и Честь, и Долг, и все эти скучно – пресные его ошеломительно - грубому темпераменту заповеди христовы.

Лишь ради этой Страсти - губительной, кинувшей его на самое дно порока, и согласился он стать тем, кем стал – «царственным» вором, человеком, опутавшим, прежде недосягаемую для открытого презрения Первую фамилию Империи, сетями недозволенного скандала. А если же взглянуть еще глубже – человеком, впервые дерзнувшим уравнять себя с чернью, - в истинном, то есть переносном, значении этого слова, - и с обывательскою моралью порока.

Человеком, запросто позволившим опутать себя липкою паутиной самого низменного земного быта, что не позволяет Духу подняться на вершины бытия Небесного, увы, когда приходит этому Срок!

Виновницею же падения Великого князя в глазах всего светского, да и не только, общества оказалась некая « дива кабаре», американская танцовщица и певица Фанни Лиер. (в ином прочтении – Лир – С.М.) Князь познакомился с нею в 1871 году, в одном из своих европейских турне. Едва увидев ее на сцене знаменитого парижского варьете «Фоли Бержер», великий князь потерял голову, но не жалел о том ни минуты. Знакомство развивалось стремительно: то ли опытная искусительница «мисс Фанни» никак не хотела упускать редко выпадающий девице такого рода занятий шанс, то ли сам Николай Константинович головокружительно спешил, чувствуя исподволь горькую сладость непозволительности счастья.. Впрочем, сие - не столь важно.

…Совместное путешествие скороспелых любовников по Италии и Франции превратилось в сплошное «сладостное удовольствие».

Князь Романов исполнял любую прихоть «танцующей волшебницы», (постоянно дразнящей его всеми своими прелестями и одаривающей безудержными вольными нежностями и комплиментами) будь то пикники, прогулки на яхте, драгоценности, наряды, особняки на самых фешенебельных улицах, ужины в дорогих ресторанах, корзины роз и фиалок зимой. Словом, князем в ход были пущены все средства и приемы пылкого обольщения понравившейся до головокружения женщины.

Впрочем, мисс Фанни Лир, едва ли нуждалась в них: у бедной плутовки, дочери лютеранского пастора из Филадельфии (США), убежавшей из дому шестнадцати лет с пьяницей, который был не то ее мужем, не то – сутенером - были давно уже выработаны на все случаи жизни свои собственные приемы и средства, гораздо более жесткие и изворотливые.. Князь разгадал их не сразу, а точнее, просто не успел разгадать – угодил в ссылку. Но об этом – чуть ниже.

Поскольку ухаживал князь Николай Константинович за своею дамою сердца истинно «по – царски», а прихоти любимой были всегда – «непомерно королевскими», то вскоре средств на такую жизнь стало не хватать. Сперва князь просто занимал деньги, где придется.

Ему охотно давали. Неловко ведь было не одолжить внуку Императора Николая Первого, представителю царственной фамилии. Да к тому же он клялся отдать с процентами! Но постепенно кредит иссяк - высокородный заемщик возвращать долги не спешил. Между тем, денег требовалось все больше: в голове князя возник дерзостный план бежать с возлюбленной в Европу и там тайно обвенчаться с нею, презрев всякие обязательства, семейный долг, честь фамилии и прочую «ерунду».

Для претворения сего плана в жизнь в ход были пущены не менее дерзкие средства: из будуара матери Николая Константиновича, великой княгини Александры Иосифовны исчезли серьги с алмазными подвесками – свадебный подарок супруга, а со стола в малиновом кабинете императрицы Марии Александровны после одного из семейных чаепитий пропал ряд дорогих безделушек из слоновой кости и севрского фарфора. Ценностей хватились немедля. Провели тихое «домашнее расследование». Взялись за голову. Закатили царственному племяннику и сыну несколько неслышных «будуарных концертов», пригрозив все тотчас доложить грозному отцу и скорому на расправу дядюшке - императору. Племянник весьма красноречиво и бурно раскаялся, посыпав голову пеплом, а руки любящих родственниц - бурными поцелуями. Скандал утих. Чтобы вскоре вспыхнуть с новою силою.

В апреле 1874 - го беззаконной связи князя Романова и «сильфиды кабаре» Фанни Лир пошел уже третий год. Позади у Николая Константиновича был тяжелый Хивинский поход, в котором он вел себя с беспримерною, жесткой храбростью за что и получил звание генерала. При дворе на опального родственника начали было вновь посматривать благосклонно, хотя и с легкой насмешкою.

Никто не ожидал бури. И не желал ее. Но она - грянула. В самом центре столицы, в Мраморном дворце – родовом семейном гнезде «Константиновичей» - была разорена, разграблена семейная святыня – икона Божьей Матери, подаренная в 1848 году императором Николаем Первым своему сыну Константину, в канун свадьбы.

Неизвестный злоумышленник похитил из оклада иконы драгоценные камни, варварски разломав ее. Великая княгиня Александра Иосифовна, потрясенная таким вандализмом и считавшая, что все произошедшее сулит ее семье великое несчастье, потерянно сникла и к вечеру - занемогла, а супруг ее, брат императора Александра Второго, Константин Николаевич, узнав обо всем, буквально рассвирепел и потребовал в доме присутствия полиции, дознания, следствия, немедленной кары преступнику !

Гнев его не знал предела. За поимку дерзкого вора была назначена солидная сумма банковскими билетами.

Полиция, прибыв во дворец, сразу установила, что к иконе в будуаре имел доступ очень ограниченный круг лиц: княгиня, ее супруг, дети врач, камеристка, придворная дама и два лакея. Поскольку самих лиц царственной фамилии не имели права подозревать ни в чем по уставу, стали было уличать прислугу, но, вот беда – улик не оказалось вовсе!

Однако, запутанное дело начало быстро проясняться как только расширили круг подозреваемых. Адъютант старшего сына великого князя Константина – капитан Ворхоповский сделал ошеломительное признание. Оказалось, что его Высочество Николай Константинович, при котором адъютант имел честь состоять, передал ему несколько крупных бриллиантов, приказав тотчас отправиться в Париж и там продать их.

Капитан припозднился с поручением, а после начала скандала, о поездке, разумеется, речь уже и не шла!

Припертый к стенке шефом полиции, графом Петром Шуваловым, адъютант без запинки выложил все детали романа великого князя Николая Константиновича с Фанни Лир, и рассказал такие подробности, что сомневаться более уже нельзя было!

Шеф полиции немедля взял дело под свое попечительство. Все материалы спрятали в сейф, а сам граф поехал в Мраморный дворец – для личной встречи с великим князем Константином Романовым – отцом. В очень осторожных выражениях он поведал князю обо всем, что узнал. Великий князь Константин не произнес ни слова в ответ. Но как только граф Шувалов предложил великому князю – сыну Николаю Константиновичу в его присутствии самому сделать тайное письменное признание и раскаяться в содеянном – с условием, что всю виновность «царственного вора», официально, разумеется, мог бы взять на себя другой, специально подготовленный полицией человек, - Великого князя Константина будто бы прорвало. Он запальчиво обвинил графа Шувалова в клевете, в стараниях обесчестить семью и потребовал, чтобы начальник полиции повторил свои обвинения в присутствии самого Николая Константиновича!

Граф Шувалов не решился устраивать «допрос с пристрастием» в присутствии раздраженного великого князя - отца и нарушать покой больной великой княгини - матери. Он холодно и церемонно откланялся и поехал прямиком из Мраморного дворца - в Зимний, к государю императору Александру Второму Тот, выслушав доклад Шувалова, просто онемел.

Обретя же дар речи, стал задавать вопросы, выяснять, уточнять, и вскоре сомнений почти не осталось. Сын брата, его крестник – вор и богохульник.

Такого в истории царствующей династии не было еще никогда! Их Высочества Великие князья, сын и отец, немедля были вызваны во дворец для секретного разговора, и глядя племяннику прямо в глаза, император задал тихий вопрос: «Ты это сделал?». И услышал в ответ тоже тихое, но вполне различимое: «Да».

Императора от возмущения едва не хватил удар. Он покраснел как рак, стукнул кулаком по столу и прохрипел сдавленно: «Сумасшедший!»

Брат императора, отец, только что яростно защищавший перед государем «поруганную честь» своего сына, стоял, словно проглотив язык, сжав кулаки, и побледнев, как стена. Удар, обрушившийся на него в эту минуту был равен по силе разве что землетрясению, урагану, шторму.. Что он мог бы сказать в оправдание сына - вора?!

Виновника скандала немедля заключили под домашний арест, а созданная высочайшая тайная комиссия должна была решить, что же делать с провинившимся царственным отступником, потерявшим голову от непозволительной страсти. « Предмет» же сей страсти, «сильфида кабаре» мисс Фанни, едва почуяв запах неминуемого скандала, благополучно ретировалась в европейские дали, а оттуда в давно забытые родные пенаты – в Америку, где принялась немедля создавать себе репутацию жертвы безумной страсти, «затравленного зайца» для охоты целой монархической династии суровой, северной страны с ледяными нравами и ее «замороженного приличиями» бомонда! Фанни Лир написала о своей «трагической любви» книгу, давала мелодраматические интервью, заработала миллионные суммы слезами и вздохами, но вряд ли в угаре славы вспомнила о человеке, который ради нее лишился доброго имени и человеческого достоинства. Мимоходом позволю себе заметить, читатель, что мисс Фанни навряд ли ведала, что это такое – достоинство. Уезжая в Европу, она не забыла прихватить с собою все драгоценности и подарки, которыми ее осыпал за годы скандальной связи великий князь Николай Константинович. Ссыльному они были уже не нужны, а ей могли еще пригодиться! Ехать же за милым в крымские земли и «портить ему ссылку», расчетливая танцорка вовсе не собиралась, находя это излишним.

Да и могло ли быть иначе, читатель? Страсть и вообще то похожа на пламя, гаснущее при любом давлении, а если к ней еще примешивается и холод расчета….

Тайная высочайшая комиссия, во главе с лейб – медиком Двора, опытным врачом - психиатром И. С. Гауровицем, долгое время не решалась вынести окончательного вердикта. События ускорились лишь когда царю доставили некий текст – не то прошение, не то исповедь, - где, обращаясь к своему дяде - монарху, похититель драгоценностей патетично вопрошал:

«Безумен я или преступник? Если я преступник, то судите и осудите меня, если я безумен, то лечите меня, но только дайте мне луч надежды на то, что я снова когда – нибудь увижу жизнь и свободу. То, что вы делаете – жестоко и бесчеловечно!»

И не слова искреннего, человеческого раскаяния, сожаления о содеянном, хотя бы попытки оправдания, пусть и по – мужски сдержанного!!

Император был поражен. Он и сам не являлся безгрешным и сам изведал все слабости страсти: его собственный роман с княжной Екатериною Долгорукой не был секретом для Двора, так что, вполне возможно, в глубине души, император мог и не считать себя вправе быть строгим судьей в вопросах «тайн сердца», и мог все понять, смягчить, предать забвению, наконец!.

Но наглость и цинизм племянника вывели монарха из себя и он решил его участь без промедления: 11 декабря 1874 года вышел указ Александра Второго об опеке над имуществом Николая Константиновича.

Врачебная комиссия признала Великого князя «психически неуравновешенным, склонным к сумасбродству, необдуманным, непредсказуемым поступкам, галлюцинациям», (*Действительно, имевшим место, и, вероятно, унаследованным великим князем по материнской линии – С. М.) и под специальной охраной Николай Константинович был отправлен сперва в Крым, затем в Оренбург, на постоянное жительство..

Впрочем, жил он всюду с комфортом, располагал достаточными средствами и для кутежей, и для разгульной жизни и для пополнения своей антикварной коллекции предметов искусства. В Оренбурге Его Высочество почти немедля «прославился» тем, что покупал женщин сомнительного поведения для многочасовых пирушек в особняке на главной улице города, руководствуясь принципом : « Любую женщину можно купить, разница лишь в цене – пять рублей или - пять тысяч!»

В оренбургской ссылке неугомонный, пылкий «Казанова», посреди постоянных развлечений «нечаянно» женился на упомянутой нами выше девице Надежде фон Дрейер, дочери обер – полицмейстера, но кутежей своих не прекратил, и в 1881 году по ходатайству оренбургских властей, специальным указом уже нового Государя, Александра Третьего, кузена «сиятельного вора» был сослан на окраину империи, в Ташкент. Там он состоял под специальным надзором генерал – губернатора, но жил широко, не собираясь себе в чем – либо отказывать и изменять, хоть в малом, свой необузданный нрав!

У семиреченского казака Елисея Часовитина он, к примеру, за сто рублей купил шестнадцатилетнюю дочь и прижил с нею нескольких детей, которые носили фамилию Часовитиных. В Ташкенте же с Николаем Константиновичем приключилась и другая, совершенно потрясающая, авантюрная история….

При живой жене он задумал жениться вторично. Объектом его страсти на сей раз стала юная красавица - гимназистка Варвара Хмельницкая. Он купил для нее и ее семьи большой дом в Ташкенте, а когда, в один из дней 1901 года, Надежда фон Дрейер отлучилась из Ташкента, похитил свою фаворитку и тайно обвенчался с нею в сельской церкви в двенадцати верстах от города. Когда происшествие стало известно доподлинно, скандал был невероятный! Брак тотчас аннулировали, девушку вместе с семейством стараниями губернатора выслали в Одессу. Император - кузен, ошеломленный выходками неугомонного Николы, (* Так звали Н. К. Романова в семейном кругу – С. М.) резко отказал ему в его прошении прибыть на похороны дядюшки монарха Александра Второго в марте 1881 года: « Вы недостойны того, чтобы склониться перед прахом моего бедного отца, которого так жестоко обманули. Не забывайте, что Вы обесчестили всех нас. Пока я жив, Вам не видать Петербурга!»

С категоричностью двоюродного брата – правителя пришлось смириться. В Ташкенте великий князь из рода «Константиновичей» слыл колоритной фигурою, бунтарем против устоев семьи и династии, и едва ли не социалистом по убеждениям. Кипучая энергия его находила применение не только в кутежах и мотовстве. Он финансировал строительство оросительных каналов и школ, географических экспедиций и новых поселений, выращивал хлопчатник, изучал основы мелиорации в крае, писал статьи по этой тематике, публикуя их анонимно, в научных журналах. В крае его хорошо знали. Уважать, разумеется, не могли, но и вниманием не обходили, желали здравия при встречах, раскланивались.

Изредка великий князь встречался с родными, приезжал к нему в Ташкент и знаменитый граф С. Ю. Витте, долго беседовал с ним, прогуливаясь по парку, о нуждах края, и был весьма поражен его здравым умом, дельными замечаниями и изящной простотою обхождения.

Но матери своей, великой княгине Александре Иосифовне «блудный сын» никогда не писал. Ни единого письма. Быть может, горько стыдясь того, что совершил в молодости, а, быть может, и изощренно, тонко, по - сыновьи, мстя матери за то, что не смогла она, не захотела скрыть его вину ото всех, не уберегла от осуждения, от забвения, от презрения!!.

Он знал - по рассказам родных -, что мать страдала невыразимо, плакала и молилась о нем, каждую минуту ждала вестей из далеких краев, но кривил в усмешке губы, не верил: ежели страдала, то отчего же - не спасла, не умолчала?

Впрочем, ворошить далекое и угасшее прошлое за чередою лет, почти не было смысла. О былой страсти, о петербургской жизни, сладости удовольствий, великому князю напоминала только прелестная статуя танцующей девушки, стоящая в вестибюле Ташкентского дворца, присланная некогда матерью из Петербурга вместе с язвительно – холодным советом «любоваться вдоволь на бесстыдные черты прелестницы, сведшей расчетливо с ума и толкнувшей на бесчестье!» Откуда матушка узнала, что в статуе, заказанной в Италии, отображены черты «незабвенной, любимой сильфиды» - Фанни Лир, Николай Константинович так и не смог дознаться!

Надо полагать он не слишком грустил о себе и своей погубленной давним петербургским скандалом жизни. Сумасшествие, мнимое ли, подлинное ли, в какой то мере, развязало ему руки, избавило от ответственности за эпатирующие общество поступки. Николай Константинович любил изображать из себя «жертву обстоятельств и устаревших моральных догм, непонятого гения и ценителя женской красоты». Обыватели так и не сумели понять разыгрывает ли он перед ними спектакль, искренне ли верит в то, что исповедует?

В дни Февральской революции 1917 года великий князь Романов разъезжал по городу в красной рубашке, послал Временному правительству приветственную телеграмму, где назвал себя «пострадавшим от жестокого произвола старого режима». Он, быть может, рассчитывал вернуться в столицу.

Но - не суждено было. В 1918 году, 26 июня , (* по другим сведениям : 14 января) жизнь Николая Константиновича резко оборвалась. Жители Ташкента, похоронившие его с воинскими почестями в склепе самого большого в городе кафедрального собора Святого Георгия, ( несмотря на яростное противодействие новых властей!) говорили полушепотом, что был князь Романов цинично расстрелян зарвавшимися красными комиссарами лишь за то, что посмел тактично указать на неправильность и несправедливость реквизиции художественных сокровищ из его ташкентской резиденции. Официально же бытовала версия, что «гражданин Романов» скончался от скоротечного воспаления легких. Она и до сих пор имеет место быть в некоторых источниках и энциклопедиях.. Не берусь ее оспаривать.

Вдова Николая Константиновича, Надежда Александровна, овдовев, некоторое время еще работала в художественном Музее, основанном в бывшем доме Великого князя, но при очередной «чистке» и заполнении анкет работу потеряла, долгое время скиталась по знакомым, голодала и, наконец, нашла приют в сторожке, все при том же музее. Жила она тихо и одиноко, окруженная стайкой собак – дворняжек, бездомных и голодных, как и она. По одной из версий, Надежда фон Дрейер - Романова и умерла от укуса случайно забредшей к ней в сторожку бешеной собаки…

Два слова о потомках в конце нашей грустной, невероятной, ошеломляющей истории о «царственном отщепенце»...

Дети младшего, уцелевшего в вихре войн и революций, сына великого князя Николая Константиновича и Надежды Александровны, лейб – гвардии офицера Александра Искандера, эмигрировавшего из Константинополя (* А, точнее, - Галиополи.- С.М.) во Францию, оставшись в России со своей матерью, Ольгой Иосифовной Роговской, были усыновлены ее вторым мужем, Николаем Николаевичем Андросовым, и получили его фамилию.

Кирилл Николаевич Андросов, собственно, – Кирилл Александрович Искандер – потомства не имел. Умер в 6 февраля 1992 года в Москве.

Его сестра Наталия Александровна (*Наталия Николаевна Андросова, артистка цирка, мотогонщица) была замужем за режиссером Николаем Досталем (1909 – 1959) Потомства также не имела. С ее смертью в 1999 году род Искандеров закончился, так как отец ее светлейший князь Александр Николаевич Романовский – Искандер от второго брака во Франции с Наталией Константиновной Ханыковой детей уже - не имел.

Макаренко Светлана
фотографии Ташкента    фотографии Ташкента

Великий князь

Его увезли из Петербурга осенью 1874 года. До своей последней «остановки», в Ташкенте летом 1881 года, то есть за неполных 7 лет, он сменил по меньшей мере 10 мест жительства.

В Туркестане великий князь жил сначала под именем полковника Волынского. Позже он стал называть себя Искандером. Читать об истории Искандера

Рейтинг@Mail.ru